Неточные совпадения
На первый раз разговор
не имел других последствий, но мысль о поросячьих
духах глубоко запала в душу предводителя.
Он видел, что Россия
имеет прекрасные земли, прекрасных рабочих и что в некоторых случаях, как у мужика на половине дороги, рабочие и земля производят много, в большинстве же случаев, когда по-европейски прикладывается капитал, производят мало, и что происходит это только оттого, что рабочие хотят работать и работают хорошо одним им свойственным образом, и что это противодействие
не случайное, а постоянное, имеющее основание в
духе народа.
В продолжение этого времени он
имел удовольствие испытать приятные минуты, известные всякому путешественнику, когда в чемодане все уложено и в комнате валяются только веревочки, бумажки да разный сор, когда человек
не принадлежит ни к дороге, ни к сиденью на месте, видит из окна проходящих плетущихся людей, толкующих об своих гривнах и с каким-то глупым любопытством поднимающих глаза, чтобы, взглянув на него, опять продолжать свою дорогу, что еще более растравляет нерасположение
духа бедного неедущего путешественника.
— Вот они, великомученики нашей церкви, церкви интеллектуалистов, великомученики
духа, каких
не знает и
не имеет церковь Христа…
Вспомнились слова Марины: «Мир ограничивает человека, если человек
не имеет опоры в
духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о познании как инстинкте.
— Ну, да! А — что же? А чем иным, как
не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты? Вот вы углубляетесь в экономику, отвергаете необходимость политической борьбы, и народ
не пойдет за вами, за вульгарным вашим материализмом, потому что он чувствует ценность политической свободы и потому что он хочет
иметь своих вождей, родных ему и по плоти и по
духу, а вы — чужие!
— Потом я, может быть, вам сообщу подробнее об этой нашей встрече, но теперь нахожу нужным предупредить вас, — загадочно проговорил Васин, — что он показался мне тогда как бы в ненормальном состоянии
духа и… ума даже. Впрочем, я и еще
имел один визит, — вдруг улыбнулся он, — сейчас перед вами, и тоже принужден был заключить об
не совсем нормальном состоянии посетителя.
— Да, простите меня, я нынче
не в
духе и
не имею права на других наводить тоску, — сказал Нехлюдов.
Дядюшка Оскар Филипыч принадлежал к тому типу молодящихся старичков, которые постоянно улыбаются самым сладким образом, ходят маленькими шажками, в качестве старых холостяков любят дамское общество и непременно
имеют какую-нибудь странность: один боится мышей, другой
не выносит каких-нибудь
духов, третий целую жизнь подбирает коллекцию тросточек разных исторических эпох и т. д.
Я все время
имею в виду
не демократические программные требования и задания, которые заключают в себе некую правду и справедливость, а тот
дух отвлеченной демократии, ту особую общественную метафизику и мораль, в которой преобладает внешнее над внутренним, агитация над воспитанием, притязательность над ответственностью, количества над качествами, уравнительная механика масс над творчеством свободного
духа.
Кажется, что война есть исключительное погружение в материю и
не имеет никакого отношения к
духу.
Никакая наука
не может ничего сказать о том, существуют ли или
не существуют иные миры, но только потому, что ученый, исключительно погруженный в этот данный ему мир,
не имеет свободы
духа, необходимой для признания других планов мира.
И есть свобода, от которой человек
не имеет права отказываться, если хочет сохранить достоинство человека, — такова свобода совести, свобода
духа.
Национальный организм, всегда представляющий собой бытие партикуляристическое, а
не универсальное,
не вмещает в себе вселенского, всечеловеческого
духа, но
имеет претензию быть всем и все поглощать.
«И почему бы сие могло случиться, — говорили некоторые из иноков, сначала как бы и сожалея, — тело
имел невеликое, сухое, к костям приросшее, откуда бы тут
духу быть?» — «Значит, нарочно хотел Бог указать», — поспешно прибавляли другие, и мнение их принималось бесспорно и тотчас же, ибо опять-таки указывали, что если б и быть
духу естественно, как от всякого усопшего грешного, то все же изошел бы позднее,
не с такою столь явною поспешностью, по крайности чрез сутки бы, а «этот естество предупредил», стало быть, тут никто как Бог и нарочитый перст его.
За чаем стали опять говорить о привидениях и злых
духах. Захаров все домогался, какой черт у гольдов. Дерсу сказал, что черт
не имеет постоянного облика и часто меняет «рубашку», а на вопрос, дерется ли черт с добрым богом Эндури, гольд пресерьезно ответил...
Вопросы были двух родов. Они
имели целью раскрыть образ мыслей, «
не свойственных
духу правительства, мнения революционные и проникнутые пагубным учением Сен-Симона» — так выражались Голицын junior и аудитор Оранский.
Бахметев
имел какую-то тень влияния или, по крайней мере, держал моего отца в узде. Когда Бахметев замечал, что мой отец уж через край
не в
духе, он надевал шляпу и, шаркая по-военному ногами, говорил...
Но для такого углубления в самого себя надобно было
иметь не только страшную глубь души, в которой привольно нырять, но страшную силу независимости и самобытности. Жить своею жизнию в среде неприязненной и пошлой, гнетущей и безвыходной могут очень немногие. Иной раз
дух не вынесет, иной раз тело сломится.
Мысль,
не взятая в целостность
духа,
имеет тенденцию объективировать и экстериоризировать, и это и порождает противоречие, создает парадокс.
Доктор волновался молча и глухо и как-то всем телом чувствовал, что
не имеет никакого авторитета в глазах жены, а когда она была
не в
духе или капризничала, он начинал обвинять себя в чем-то ужасном, впадал тоже в мрачное настроение и готов был на все, чтобы Прасковья Ивановна
не дулась.
Но он
не имел ни свободы политической, ни свободы
духа.
Религиозный анархизм у Достоевского носит особый характер и
имеет иное обоснование, чем у Л. Толстого, и идет в большую глубину, для него проблема свободы
духа имеет центральное значение, которого она
не имеет у Л. Толстого.
Воля у него также означает свободу, но свобода
не имеет темного, иррационального истока, воля соединена с разумом, нет рассеченности, есть целостность, целостность
духа.
В «Легенде» Достоевский
имел, конечно, в виду
не только католичество,
не только всякую религию авторитета, но и религию коммунизма, отвергающую бессмертие и свободу
духа.
Дух дан в непосредственном, нерационализированном опыте, а
не в том рационализированном опыте, с которым
имеет дело психология.
Ожидание Третьего Царства, Царства
Духа Святого, по существу своему церковно и вне Церкви
не может
иметь никакого смысла.
Приметив мое смятение, известием о смерти его отца произведенное, он мне сказал, что сделанное мне обещание
не позабудет, если я того буду достоин. В первый раз он осмелился мне сие сказать, ибо, получив свободу смертию своего отца, он в Риге же отпустил своего надзирателя, заплатив ему за труды его щедро. Справедливость надлежит отдать бывшему моему господину, что он много
имеет хороших качеств, но робость
духа и легкомыслие оные помрачают.
Оно, уповаю,
не сделает вас наглыми; ибо вы твердый
имеете дух и обидою
не сочтете, если осел вас улягнет или свинья смрадным до вас коснется рылом.
Все вышесказанное изрек пирной мой товарищ одним
духом и с толикою поворотливостию языка, что я
не успел ничего ему сказать на возражение, хотя много кой-чего
имел на защищение ямбов и всех тех, которые ими писали.
Сиятельнейший князь, я низок и душой и
духом, но спросите всякого даже подлеца,
не только низкого человека: с кем ему лучше дело
иметь, с таким ли, как он, подлецом, или с наиблагороднейшим человеком, как вы, искреннейший князь?
На следующее утро Федор Иваныч с женою отправился в Лаврики. Она ехала вперед в карете, с Адой и с Жюстиной; он сзади — в тарантасе. Хорошенькая девочка все время дороги
не отходила от окна кареты; она удивлялась всему: мужикам, бабам, избам, колодцам, дугам, колокольчикам и множеству грачей; Жюстина разделяла ее удивление; Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям. Она была в
духе; перед отъездом из города О… она
имела объяснение с своим мужем.
В Перцове после того он пробыл всего только один день, в продолжение которого был в весьма дурном расположении
духа: его
не то, что очень обеспокоило равнодушие дам, оказанное к его произведению, — он очень хорошо видел, что Клеопатра Петровна слишком уж лично приняла все к себе, а m-lle Прыхина
имела почти детский вкус, — но его гораздо более тревожило его собственное внутреннее чувство.
— Было, что она последнее время амуры свои повела с одним неслужащим дворянином, высокий этакий, здоровый, а дурашный и смирный малый, — и все она, изволите видеть, в кухне у себя свиданья с ним
имела: в горнице она горничных боялась,
не доверяла им, а кухарку свою приблизила по тому делу к себе; только мужу про это кто-то
дух и дал.
Он
не имеет надежной крепости, из которой мог бы делать набеги на бунтующую плоть;
не имеет и укромной лазейки, из которой мог бы послать «бодрому
духу» справедливый укор, что вот как ни дрянна и ни немощна плоть, а все-таки почему-нибудь да берет же она над тобою, «бодрым
духом», верх.
— Постой! это другой вопрос, правильно или неправильно поступали французы. Речь идет о том,
имеет ли француз настолько сознательное представление об отечестве, чтобы сожалеть об утрате его, или
не имеет его? Ты говоришь, что у французов, вместо жизни
духа — один канкан; но неужели они с одним канканом прошли через всю Европу? неужели с одним канканом они офранцузили Эльзас и Лотарингию до такой степени, что провинции эти никакого другого отечества, кроме Франции,
не хотят знать?
В течение следующих пяти, шести дней я почти
не видел Зинаиды: она сказывалась больною, что
не мешало, однако, обычным посетителям флигеля являться — как они выражались — на свое дежурство — всем, кроме Майданова, который тотчас падал
духом и скучал, как только
не имел случая восторгаться.
Когда он приходил к нему в гости, то почти всегда
имел какой-то озабоченный, робкий вид, вероятно от неизвестности, как-то его примет сын, обыкновенно долго
не решался войти, и если я тут случалась, так он меня минут двадцать, бывало, расспрашивал — что, каков Петенька? здоров ли он? в каком именно расположении
духа и
не занимается ли чем-нибудь важным?
Собрался я с
духом, пошел к начальнику, доложил ему, что так и так,
не только в приличном виде себя содержать, но и пропитаться досыта способов
не имею.
Парижанин работает много, но с добрым
духом и никогда
не имеет усталого вида.
Сами, может быть, ваше превосходительство, изволите знать: у других из их званья по два, по три за раз бывает, а у нас, что-что при театре состоим, живем словно в монастыре: мужского
духу в доме
не слыхать, сколь ни много на то соискателей, но ни к кому как-то из них наша барышня желанья
не имеет.
При чтении этих строк лицо Калиновича загорелось радостью. Письмо это было от Настеньки. Десять лет он
не имел о ней ни слуху ни
духу,
не переставая почти никогда думать о ней, и через десять лет, наконец, снова откликнулась эта женщина, питавшая к нему какую-то собачью привязанность.
Я был в расположении
духа пофилософствовать и начал свысока определять любовь желанием приобрести в другом то, чего сам
не имеешь, и т. д.
Она
имеет дух волноваться о Кармазинове, а мне на мои письма
не отвечает!
Крапчик
не с большой охотой передал Егору Егорычу записку, опасаясь, что тот, по своему раскиданному состоянию
духа, забудет о ней и даже потеряет ее, что отчасти и случилось. Выехав из своего отеля и направившись прямо к Сперанскому, Егор Егорыч, тем
не менее, думал
не об докладной записке, а о том, действительно ли масоны и хлысты
имеют аналогию между собой, — вопрос, который он хоть и решил утвердительно, но
не вполне был убежден в том.
— Потому что их учение
имело всегда революционное, а
не примирительное стремление, что прямо противоречит
духу масонства, — проговорил с той же неохотой Марфин.
Когда новые постояльцы поселились у Миропы Дмитриевны, она в ближайшее воскресенье
не преминула зайти к ним с визитом в костюме весьма франтоватом: волосы на ее висках были, сколько только возможно, опущены низко; бархатная черная шляпка с длинными и высоко приподнятыми полями и с тульей несколько набекрень принадлежала к самым модным, называемым тогда шляпками Изабеллины; платье мериносовое, голубого цвета,
имело надутые, как пузыри, рукава; стан Миропы Дмитриевны перетягивал шелковый кушак с серебряной пряжкой напереди, и, сверх того, от всей особы ее веяло благоуханием мусатовской помады и
духов амбре.
Честное слово, я до тех пор
не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное,
дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные.
20-го июня. Ездил в Благодухово и картину велел состругать при себе: в глупом народному
духу потворствовать
не нахожу нужным. Узнавал о художнике; оказалось, что это пономарь Павел упражнялся. Гармонируя с
духом времени в шутливости, велел сему художнику сесть с моим кучером на облучок и, прокатив его сорок верст, отпустил пешечком обратно, чтобы
имел время в сей проходке поразмыслить о своей живописной фантазии.
«Но, — скажут на это, — всегда во всех обществах большинство людей: все дети, все поглощаемые трудом детоношения, рождения и кормления женщины, все огромные массы рабочего народа, поставленные в необходимость напряженной и неустанной физической работы, все от природы слабые
духом, все люди ненормальные, с ослабленной духовной деятельностью вследствие отравления никотином, алкоголем и опиумом или других причин, — все эти люди всегда находятся в том положении, что,
не имея возможности мыслить самостоятельно, подчиняются или тем людям, которые стоят на более высокой степени разумного сознания, или преданиям семейным или государственным, тому, что называется общественным мнением, и в этом подчинении нет ничего неестественного и противоречивого».